Роль экскурсий и туристических поездок в воспитании школьников

Одна из наиболее острых проблем образования связана с падением интереса к учёбе. Поэтому основная задача, стоящая перед учителем, – развитие у учащихся устойчивой мотивации к учёбе autotour174.ru.

Учителю, который хочет, чтобы ученики полюбили его предмет, целесообразно использовать в своей работе наряду с традиционными и нетрадиционные формы работы, которые усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса. Внеклассная работа – мощное дополнительное средство формирования интереса к предмету.

Я хочу рассказать об одном из методов – повышение интереса к предмету через экскурсии и туристические поездки.

К.Д.Ушинскому принадлежит интересная мысль, что день, проведённый ребёнком на природе, стоит многих недель, проведённых им на учебной скамье. Можно спорить с количественной стороной этого педагогического уравнения, но нельзя не согласиться с ним в принципе.

За соединение обучения и воспитания школьников с экскурсиями, турпоходами выступали С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.

Цели экскурсии- расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду. Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, он воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.

Для детей совместная поездка в другой город-возможность неформального общения с учителями и одноклассниками, объединяющий момент в их жизни. Школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.

Я провожу такую форму работы уже давно. Но если раньше (лет 20 назад) возила детей на экскурсии больше в воспитательных целях (на первом плане тогда было военно-патриотическое воспитание, и мы ездили по местам боёв: Курская дуга, Волгоград, Малая земля в Новороссийске, Брест, Хатынь), то теперь я стараюсь больше посещать литературные места, т.к. я не только классный руководитель, но и учитель-предметник.

Но если с предыдущим классом эти поездки были спонтанными, то с этим классом работала уже по своей системе. Взяв их в 5 классе, составила план экскурсий включительно до 9 класса. Наравне с учебными целями на первый план ставила и цели воспитательные. За один день экскурсии о ребёнке можно узнать больше, чем за месяцы учёбы в школе, порой они раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Они учатся жить в коллективе, дружить, помогать и поддерживать друг друга, становятся более самостоятельными и ответственными, учатся правилам поведения в обществе.

При подготовке к экскурсиям учитывается, в первую очередь, возраст детей, школьная программа. Зачем 5-классников везти в Нижний, если они о Горьком ещё ничего не знают.

Экскурсии делятся на обучающие и развлекательные, и лучше их чередовать. Я вам расскажем о тех поездках, в которых мы побывали с классом.

5 класс

Среди памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством Пушкина, по-особому примечательно село Болдино. Именно здесь состоялось наше первое знакомство с самым гениальным поэтом России. Здесь были созданы наиболее значительные произведения. Буйство красок, медленное увядание природы – то, что мы чаще всего называем пушкинской осенью. Такой красивой, именно золотой осени вы не увидите больше нигде. Здесь Пушкин бывал несколько раз. Найдите время посетить Болдино, и вы наверняка ощутите, что означает это уникальное словосочетание – болдинская осень.

Великий Устюг. Здесь находится официальная резиденция российского Деда Мороза. Там всё пропитано ощущением ожившей сказки. Огромные сверкающие сугробы, хрустальный воздух. Мы прошли тропой сказок, где нас встретил Лесовик и провёл мимо костра 12 месяцев, показал домик лешего, познакомил с учёным котом. А потом помощники Деда Мороза провели экскурсию по его дворцу.

А вы знаете, зачем у Деда Мороза на каждую ночь недели своя подушка и почему их 8? А что хранится у него под периной? А что происходит в хрустальном зале? Всё это вам расскажут и покажут, а еще прокатят на снегоходах, вручат сладкие подарки и доверительные грамоты. Настоящая новогодняя сказка!

Следующая наша поездка была в Пермь. Цель поездки – Кунгурские ледяные пещеры, где круглый год температура около 0°. Один грот смахивает на руины древнего города, в другом чистейшее подземное озеро, в третьем стоит новогодняя ёлка, которая никогда не опадает. Воздух тут очень чистый.

Посещение Кунгурской пещеры – увлекательное занятие, здесь можно прикоснуться к горным породам, которым около 270 млн лет, а в качестве экзотики вам предложат окунуться в полную темноту. В пещерах мы увидели настоящие сталактиты и сталагмиты, познакомились с пещерными легендами, узнали, кто плачет в гроте «Тысячи озёр», что скрывается на глубине 80 метров под землёй, есть ли в пещере клады.